Вопрос — ответ

Получи компетентный ответ
от наших специалистов

Витаминно-минеральные комплексы для детей в период активной социальной адаптации

15.02.2018
6
0

Недостаточная обеспеченность детей витаминами, в особенности витаминами А, РР, В6, В12, Е, ассоциируется со снижением иммунитета, повышает риск задержки физического развития и формирования функциональных заболеваний. По данным за 2015–2017 гг. независимо от места проживания, картина витаминной обеспеченности детей дошкольного и школьного возраста практически одинакова: обеспечен всеми витаминами лишь каждый четвертый-пятый ребенок. До 50% детей находятся в состоянии полигиповитаминоза, т. е. недостатка 3 и более витаминов.

Основным способом устранения витаминной недостаточности является использование витаминно-минеральных комплексов (ВМК). Прием ВМК более эффективен по сравнению с применением моновитаминов. При выборе ВМК для детей следует отдавать предпочтение комплексам, содержащим полный набор витаминов, причем в количестве, сопоставимом с возрастным рекомендуемым потреблением, и ряд минеральных веществ, дефицит которых наиболее часто обнаруживается у населения России.

По образному выражению академика В.А. Энгельгардта, «витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием». В современных условиях уже нет речи об авитаминозах того или иного витамина, скорее, на практике встречаются гиповитаминозные состояния, при которых наблюдается снижение запасов витаминов в организме, сопровождающееся возникновением ряда микросимптомов витаминной недостаточности. Считается, что основная роль в регуляции иммунной функции принадлежит витаминам D и А. Даже незначительный дефицит витаминов А и С приводит к повышению чувствительности организма к инфекциям. Поступление в организм ребенка достаточных количеств витамина А является обязательным условием для дифференцировки клеток иммунной системы, барьерной функции слизистых оболочек. Недостаток цинка также может приводить к снижению иммунитета. Дефицит селена повышает вероятность инфекционных заболеваний.

С использованием современных методов интеллектуального анализа данных было установлено, что сниженная обеспеченность витаминами А, РР, В6, В12, Е ассоциировалась со снижением иммунитета, повышенной массой тела, сниженной активностью систем детоксикации организма ребенка, повышенной частотой приступов астмы, головными болями (вегето-сосудистая дистония) и миопией. Установлено, что дефицит витаминов А, С, D, В6 и В12 ассоциируется с увеличением в 1,4–6,9 раза риска повышения в крови повышенных концентраций органических веществ техногенного происхождения, а неблагоприятные экологические условия способствуют возникновению недостаточности витаминов.

Недостаточная обеспеченность детей витаминами А, С, D, В6 и В12 повышает риск задержки темпов физического развития в 2 раза, формирования функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта в 1,3 раза, заболеваний органов дыхания и кожи аллергического характера – в 2,1–2,3 раза, функциональных расстройств нервной системы – в 2–3 раза, патологии опорно-двигательного аппарата – в 4,1 раза.

Дети в период активной социальной адаптации в связи с началом посещения детских дошкольных учреждений, начальной школы относятся к группе риска возникновения дефицитов витаминов. Установлена прямая связь повышенной учебной нагрузки с частотой формирования у детей расстройств вегетативной нервной системы и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Естественным образом организм получает витамины из пищевых продуктов. Однако получить необходимое их количество с пищей оказывается не всегда возможным. По данным Федеральной службы государственной статистики, значительная часть детей потребляет основные продукты-витаминоносители в недостаточном количестве. Пищевая ценность продуктов и блюд значительно снижается также при использовании современных технологий промышленного производства и способов приготовления пищи.

Периодически в отношении витаминов возникают необоснованные заблуждения типа «синтетические витамины плохо усваиваются», «витамины – лекарства, их назначает врач», «витамины вызывают аллергию» и т.д. Между тем многократно доказано, что химически синтезированные витамины усваиваются организмом, к тому же многие из витаминов (В2, В12, К2) в настоящее время получают микробным синтезом (т. е. назвать их синтетическими уже нельзя). Витамины – это пищевые вещества, они постоянно присутствуют в нашей пище и организме, принимать их можно без назначения врача, строго следуя инструкции по применению, касающейся доз, сроков применения и возрастных рекомендаций. Аллергические заболевания, наоборот, лечат на фоне назначения перорального приема витаминов.

На данный момент основным способом устранения витаминной недостаточности является использование витаминно-минеральных комплексов, причем в дозах, сопоставимых с возрастной физиологической потребностью ребенка.

Почему именно комплекс? Дело в том, что недостаток в организме одного витамина может вызывать функциональную недостаточность других витаминов. Так, дефицит витаминов (С, В6, В2, ФК, Е) нарушает превращение витамина D в его метаболически активные гормональные формы и тем самым вызывает функциональную недостаточность этого витамина. В отношении витаминов группы В существует даже понятие «функционально связанные витамины». Недостаточность витамина В2 приводит к снижению активности витамин В2-зависимых ферментов, участвующих в превращении в организме витамина В6 в его активные коферментные формы; в свою очередь, недостаток витамина В6 приводит к нарушению синтеза никотинамидных коферментов – биологически активных форм ниацина (витамина РР).

Дозы витаминов в составе ВМК для детей в соответствии с действующей в РФ законодательной базой должны составлять не менее 15% от рекомендуемого суточного потребления. Суточная доза витаминов и минеральных веществ в составе БАД к пище для детей от 1,5 до 3 лет не должна превышать 50% от суточной физиологической потребности, установленной Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Суточная доза БАД к пище для детей старше 3 лет не должна превышать для витаминов А, D, минеральных веществ (селен, медь, цинк, йод, железо) 100%, для водорастворимых витаминов – 200% от суточной физиологической потребности.

Между дозой витамина и сроком повышения его уровня в крови существует обратная зависимость: чем меньше доза витамина, тем более длительный срок требуется для ликвидации витаминной недостаточности, и, наоборот, чем более высокая доза, тем более короткий срок необходим для оптимизации витаминной обеспеченности. Дозы, составляющие 30–50% от физиологической потребности организма в витаминах, в короткие сроки не могут восстановить обеспеченность организма до нормального уровня, а способны лишь поддерживать витаминный статус на том же уровне. Рациональная схема использования ВМК для здоровых детей должна состоять в курсовом приеме в течение 3-4 недель витаминов в дозе до 200% рекомендуемой суточной потребности для вывода обеспеченности организма на оптимальный уровень и затем в переходе на длительный прием более низких доз (30–50% для поддержания адекватной обеспеченности организма.

Положительный эффект систематического потребления ВМК проявляется в повышении уровня витаминов в плазме крови, снижении частоты полигиповитаминозных состояний, смягчении клинических проявлений недостаточности микронутриентов, снижением заболеваемости, сокращением продолжительности заболевания, повышением физической и умственной работоспособности, улучшением когнитивных функций детей, повышением невербального интеллекта и улучшением поведенческих навыков у детей.

Возврат к списку

чтобы иметь возможность оставлять комментарии.