Вопрос — ответ

Получи компетентный ответ
от наших специалистов

Синдром высоких учебных нагрузок у школьников

25.01.2018
173
0

Высокие учебные нагрузки у детей и подростков представляют собой серьезную проблему педиатрии и детской неврологии. По статистическим данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, с 1997 по 2010 г. общая заболеваемость детей 15–17 лет увеличилась на 77,3%. В старших классах здоровыми остаются около 10% подростков. Высокие учебные нагрузки, по всей видимости, являются главной причиной увеличения заболеваемости среди подростков.

В условиях постоянного высокого объема учебной деятельности возникает дефицит свободного времени. При дефиците времени в первую очередь сокращается время на отдых, что приводит к формированию хронического переутомления. Высокие учебные нагрузки у детей и подростков являются источником их эмоциональных стрессовых реакций. Хроническая нереализация игровых, творческих, познавательных и других неучебных мотивов в условиях дефицита времени также со временем формирует стресс и изменения настроения. Хронические стрессы могут вызвать невротические реакции, неврозы, депрессии, вегетативные и психосоматические расстройства. Часто стрессы совместно с переутомлением формируют особый вид истощения — неврастению.

Еще одним следствием высоких учебных нагрузок является снижение общей физической активности с развитием гиподинамии. Вследствие гиподинамии снижаются уровень психической активности, стрессоустойчивость, нарушается сон, возникают артериальная гипертензия, ожирение, вегетативные, гастроэнтерологические, опорно-двигательные и прочие расстройства.

Нарушения, возникающие вследствие высоких учебных нагрузок, усугубляются нарушениями питания. Так, обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково-витаминный дефицит испытывают до 90% детей России. Отмечается недостаточность основных нейротропных витаминов, минералов и витаминоподобных веществ: витаминов группы В, магния, железа, цинка, кальция, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), лецитина, карнитина, убихинона и др.

Дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40% детей и подростков. Между тем на пике учебных нагрузок нервная система детей испытывает повышенную потребность как в этих веществах, так и в общей энергетической поддержке. В условиях нерегулярного, неполноценного и несбалансированного питания быстро наступает истощение нервной системы с развитием церебрастенической или неврастенической симптоматики. Кроме того, не следует забывать, что детский мозг является развивающимся органом — хроническое нарушение питания способствует формированию когнитивных нарушений.

Медикаментозная поддержка нервной системы необходима в два периода: вторая половина осени – начало зимы (со второй половины октября по первую половину декабря включительно) и весенний период (со второй половины марта по конец мая). Наступление этих периодов связано прежде всего с истощением церебральных ресурсов в условиях хронических высоких учебных нагрузок на фоне неполноценности питания, а также с весенним гиповитаминозом.

Речь идет прежде всего о восполнении поступающих с пищей природных (естественных для нервной системы) нейротропных метаболитов. В указанные периоды необходимо назначение витаминно-минеральных комплексов в дозировках, которые перекрывают (превышают) обычные суточные нормы их потребления.

Возврат к списку

чтобы иметь возможность оставлять комментарии.