Вопрос — ответ

Получи компетентный ответ
от наших специалистов

Как помочь детям пережить начало учебного года

25.09.2017
70
0

Даже если ребенок пошел в школу после летних каникул с удовольствием, в первый месяц учебы существенно меняется режим жизни. Сокращается свободное время, перестраиваются режим питания и весь дневной распорядок. В течение первого месяца учебы постепенно накапливается усталость и то, что в первые дни дарило радость, превращается в каждодневную работу с возрастающим объемом нагрузки. Такое напряжение чревато проблемами со здоровьем.

Адаптация ребенка к школе - процесс довольно длительный, занимающий обычно не менее 5–6 недель, а иногда затягивающийся до полугода. Длительность и безопасность адаптационного периода зависят от индивидуальных особенностей организма ребенка, уровня сложности школьной программы и степени подготовленности ребенка, особенностей коллектива.

Выделяют три фазы адаптации:

      острая фаза — длится 2–4 недели и является острой стрессовой реакцией, сопровождающейся максимальным напряжением всех систем организма, особенно нервной и иммунной. В этот период отмечаются нарушения сна, повышенная тревожность, плаксивость, снижается аппетит, дети худеют и становятся более восприимчивыми к инфекциям. В особо тяжелых случаях ребенок начинает болеть длительно и тяжело, одно заболевание перетекает в другое, развиваются логоневроз, энурез и депрессия;
      подострая фаза — длится 3–6 месяцев и характеризуется постепенным уменьшением всех сдвигов, ребенок постепенно успокаивается, втягивается в учебный процесс, однако, может сохраняться некоторая неуверенность и нервозность;
      фаза компенсации — крайне вариабельна по длительности и характеризуется полным восстановлением всех психических и физиологических функций, нормализацией взаимоотношений в коллективе и хорошими результатами в учебе.

В случае воздействия чрезмерного по силе или длительности неблагоприятного фактора происходит нарушение процесса приспособления к новым условиям жизни и возникает дезадаптация, являющаяся, по своей сути, затянувшимся хроническим стрессом.

Причины школьной дезадаптации много:

  • невозможность построить отношения с коллективом и (или) учителем;
  • недостаточная подготовка к школе и, как следствие, невозможность справиться с программой обучения;
  • физиологические особенности (медлительные по природе дети), обусловливающие несоответствие моторики ребенка темпу обучения;
  • особенности здоровья, не дающие ребенку возможность высидеть спокойно целый урок.

В зависимости от проявлений выделяют несколько уровней дезадаптации:

  • поведенческий — проявляется неадекватным или измененным поведением от заторможенности до вандализма и открытой агрессии;
  • эмоциональный — проявляется в негативном отношении к учебе вообще, школе, коллективу. Обычно ребенок отказывается идти на занятия, не может (не хочет) заводить друзей;
  • познавательный — оборачивается невозможностью усвоить школьную программу;
  • физиологический — выливается в различные заболевания. Одни жалуются на постоянные головные боли, повышенную утомляемость, боли в животе и понос, нарушение сна и тики, немотивированные подъемы температуры и частые инфекционные заболевания.

При нарушении процесса адаптации необходимо индивидуально и комплексно подходить к решению проблемы. В первую очередь необходима поддержка семьи. Родители должны быть чутки и внимательны к ребенку, не ругать его за неуспеваемость и плохое поведение, вместе пытаться преодолевать сложности. Сохранив дружеские отношения между родителем и ребенком, можно добиться бóльших результатов. Также рекомендуется обеспечить детям дополнительный выходной день, отвлекающие занятия для коррекции эмоционального состояния (рисование, пение в хоре, лечебная физкультура). В особо трудных ситуациях рекомендуются индивидуальные занятия с психологом.

Медикаментозная коррекция включает в себя назначение растительных адаптогенов, комплексов витаминов и микроэлементов, в ряде случаев седативные препараты. Большое значение придается грамотному питанию ребенка в этот сложный для него период жизни.

Современные исследования показывают, что у подавляющего большинства (70–80%) школьников наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т. е. полигиповитаминозные состояния независимо от возраста, времени года, места проживания. Лишь менее половины детей младше 13 лет потребляют мультивитаминные комплексы, а среди подростков эта доля еще меньше. Девочки-подростки потребляют комплексы витаминов примерно в 2 раза чаще, чем мальчики.

Прием ВМК обеспечивает витаминную полноценность рациона и снижает риск нехватки витаминов. Положительный эффект систематического потребления ВМК детьми школьного возраста проявляется снижением заболеваемости, сокращением продолжительности заболевания, повышением физической и умственной работоспособности, улучшением когнитивных функций детей, повышением невербального интеллекта и улучшением поведенческих навыков у детей.

Медицинский алфавит, № 21, 2017.

Медицинский совет, №1, 2017

Возврат к списку

чтобы иметь возможность оставлять комментарии.